Тойво Ряннель художественная выставка в Красноярске
«Мой белый свет».
Время быстротечно. И неизбежно наступает срок, когда начинаешь все чаще оглядываться на прожитое и как бы по новому осмысливать то, что успел натворить в своем времени – беспощадном по стремительности, опасном и бурном, как дикий горный поток. Сегодня я смотрю на все как бы с новой высоты – своих восьмидесяти восьми лет, которые благосклонно даровал мне Создатель, помогавший на всем пути сохранить негаснущей ту живую искру творчества, что он вдохнут в меня при рождении.
Я вспоминаю, что сделал в своем времени и пространстве, и доволен, что отважился на это. Уходят годы, меняются вкусы, обновляются лозунги, ослабевают силы художника…но мне дорого все, что я сделал, хотя повторить снова это у меня не хватило бы мужества.
Лирический пейзаж, где главный герой – природа, всегда был и остается мощным средством выражения настроения и переживаний – зеркалом души художника.
Но природа не готовит для нас пейзажи, как декорации к спектаклю. Нужно пройти сотни километров пешком по таежному бездорожью, по тундре, по горным склонам, чтобы найти тот единственный уголок, где ландшафт, цвет и освещение вдруг приоткроют тайны природы, ее сокровенную душу.
Это чувство, бережно хранимое и подтвержденное во всех моих работах, будет жить не только до последнего вздоха, оно переживет меня и дай Бог, чтобы подольше горело и ласкало взор потомков, учило их души быть мудрыми, добрыми, учило жить в любви и согласии с матерью Природой.
Открытие персональной выставки «Мой белый свет» Тойво Васильевича Ряннеля (Народного художника России, действительного члена Петровской академии наук и искусств) Состоится в Арт-галерее Романовых 16 декабря 2009г.
Г.Красноярск, ул.Вавилова 27/а. тел: (391) 255-00-79
Галерея работает с11.00 – 19.00 выходной-понедельник.
Вход свободный.
Пилипчук Валерий
Родился в 1947 г.
После окончания в 1968 г. Художественного училища им. В.И. Сурикова в Красноярске начал свою творческую деятельность в сфере художественного проектирования.
Заслуженный художник России, лауреат премии «Наше наследие», присуждаемой за достижения в области профессионального искусства.
Участник персональных, зарубежных, республиканских, региональных и краевых выставок.
Работы Валерия Пилипчука известны не только в Красноярске, но и за рубежом.
<< Территория нашего времени>>
09.10.09 персональная выставка заслуженного художника России Пилипчука В.А - галерея
14.10.09 спектакль «Адель» по пьесе Е.Таганова «Прогулки верхом», режиссер Алленов.Я.О- Дом актера.
16.10.09 – творческий вечер (стихи, проза) Гришанова В.А. председателя фонда «Наше наследие» - галерея.
24.10.09 – творческий вечер (стихи, проза) Еремина Н.Н. члена союза писателей России. –галерея.
проект "Территория нашего времени", направленный на популяризацию известных творческих личностей.
09.10.09 персональная выставка заслуженного художника России Пилипчука В.А - галерея
14.10.09 спектакль «Адель» по пьесе Е.Таганова «Прогулки верхом», режиссер Алленов.Я.О- Дом актера.
16.10.09 – творческий вечер (стихи, проза) Гришанова В.А. председателя фонда «Наше наследие» - галерея.
24.10.09 – творческий вечер (стихи, проза) Еремина Н.Н. члена союза писателей России. –галерея.
Поздеев Андрей
Родился 27 сентября 1926 г., село Нижний Ингаш Красноярского края. Умер 12 июля 1998 г.
Член Союза художников СССР (с 1961 г.).
Родился в семье почтового служащего Поздеева Геннадия Даниловича и его супруги Евдокии Ивановны. Работал помощником кочегара. В годы Великой Отечественной войны служил на Дальневосточном флоте.
Живопись начал постигать самостоятельно: посещал выставки, музеи и галереи, изучал творчество великих мастеров прошлого, читал книги, писал с натуры. Впоследствии окончил Красноярскую художественную школу имени В. И. Сурикова (учитель — А. П. Лекаренко).
Персональные выставки художника проходили в музеях Таллина и Риги, в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художника в Москве.
Николай Павлович Лой
Северные акварели
6 августа в арт-галерее Романовых состоится открытие художественной выставки «Полыхает» (акварельная живопись), посвященной творчеству Заслуженного художника РСФСР Николая Павловича Лоя.
Николай Павлович Лой был достаточно известным советским художником, получившим в течение своей жизни множество правительственных наград и званий. Родившись в 1925 году, он прошел войну. Теперь, когда современное мировоззрение россиян далеко от воспевания труда покорителей крайнего севера, настало время осмыслить художественное наследие Николая Лоя с других позиций, исходя из внутреннего содержания и художественной ценности его работ. Общение с акварелями Николая Павловича позволит посетителям выставки оценить всю глубину и нетривиальность его стиля, скрытую за простыми сюжетами.
В экспозицию вошли работы из двух частных коллекций красноярцев. Выставка будет работать с 6 августа по 30 августа 2009г. По адресу г. Красноярск, ул.Вавилова 27/а. . С 11.00 до 19.00 Вход свободный.
Биография
Николай Павлович родился 16 февраля 1925 года в городе Молочанске Запорожской области, Украина.
В 43-м пошёл на фронт и воевал до Дня Великой Победы. В 1950 году закончил службу в армии. И уже в зрелом возрасте поступил в Харьковский государственный художественный институт, который окончил в 55-м году с отличием.
Лой приезжает в Норильск в 60-м. Им образованы детская художественная школа и студия изобразительного искусства этого заполярного города. Многие годы он являлся председателем городского художественного совета
и выставочного комитета, избирался депутатом горсовета Норильска.
20 лет, с 1960 по 1980 год, работал на Крайнем Севере и Арктика стала его творческой родиной. Он много путешествовал на собачьих упряжках и самолетах ледовой разведки, на оленях и атомном ледоколе "Ленин".
Он побывал с этюдником на Диксоне, многих полярных станциях, Северной Земле и Земле Франца-Иосифа, полярных станциях. А в 1968 году совершил поездку на автомобиле по всем республикам Советского Союза.
Около десяти лет Николаи Павлович работал в Красноярске. Там он избирался заместителем председателя правления Красноярской организации и Союза художников РСФСР, членом правления, членом краевого выставочного комитета.
С 1987 года проживал в городе Славянске-на-Кубани. За это время им были открыты постоянно действующие выставки своих работ в школах, Домах культуры, детской художественной школе. Свыше 70 работ передано
в дар Славянскому историко-краеведческому музею.
Николай Павлович награждён одиннадцатью правительственными наградами, медалью Фонда мира, золотой медалью "Лауреат" и памятными медалями за участие в художественных выставках.
В 1976-м Лою присвоено звание "Заслуженный художник России", а в 2003-м за выдающийся вклад в развитие культуры страны ему было присвоено звание "Народный художник Российской Федерации". Это единственный на Северном Кавказе художник с таким почётным званием.
6 мая 2004 года, Николай Павлович Лой ушел из жизни.
Многие поколения россиян будут наслаждаться созерцанием его полотен, получать от этого большой заряд положительной энергии, потому что даже от тех картин, на которых изображены нетронутые северные снега и льды, исходит необыкновенное душевное тепло автора.
Север — основная тема в творчестве норильского художника Николая Павловича Лоя. Его по праву можно назвать певцом Заполярья. Встреча художника с Севером была, казалось бы, случайной, но она решила его судьбу. Харьковчанин, только что окончивший Художественный институт, становится убежденнейшим энтузиастом освоения совершенно нового для него сложного жизненного материала.
Заполярье - трудная тема для художника. «Царством смерти», «белым безмолвием» издавна называли эти дикие необжитые просторы. Когда Лой впервые приехал в Норильск, он был захвачен и суровым величием природы Заполярья, и величием подвига энтузиастов, покорявших мертвую» таймырскую тундру. С увлечением берется он за освоение нового материала. Художник исколесил тысячи километров и объездил эти необъятные просторы. Хатангайская тундра, Карское море и море Лаптевых, остров Диксон и Архипелаг Северной Земли - все покорило его и очаровало неисчерпаемым богатством новых мотивов.
Николай Павлович много путешествовал по стране. На оленьих и собачьих упряжках он избороздил весь Таймыр, на атомоходе «Ленин» прошел Северным морским путем, а за рулем машины объехал Среднюю Азию, Кавказ, Карпаты, Прибалтику.
«Побывав в разных уголках нашей необъятной Родины, я теперь имею некоторое право сравнивать, - пишет художник в своих путевых заметках, - и могу утверждать, что по насыщенности и богатству цветовой гаммы с Заполярьем могут соперничать лишь высокогорные районы Памира. Мне приходилось писать закат в море Лаптевых. Чистые оранжево-красные краски палитры казались грязными по сравнению с тем, что творилось на кебе. Писать его было трудной задачей, но и редким, ни с чем не сравнимым удовольствием».
Не однообразный и блеклый унылый край, как саваном покрытый снегом, а частица нашей Родины, согретая любовью художника предстает перед нами в его многочисленных работах. Его пейзажи, написанные с творческой взволнованностью и суровой нежностью, расширяют наше представление о Роcсии, о ее богатстве и мощи.
«Север удивителен тем, что совершенно неожиданно вдруг предлагает художнику задачу, которую прежними, уже испытанными средствами не решишь... Если в средней полосе природа где-то допускает «повторение», дает иногда уже аналогичное виденному ранее сочетание тонов и красок, то Арктика беспредельно изменчива. И каждый раз ищешь...» Лою удалось многое найти. В его работах запечатлены этапы стремительного роста индустрии за 69-й параллелью. Они служат как бы поэтической летописью героического труда народа. Но пейзажи Лоя являются и новой гранью в художественном познании мира. Они покоряют своей неподдельной правдивостью, реалистической убедительностью и достоверностью, своим оптимистическим мироощущением. Лирик по складу своего дарования, Лой в лучших своих работах сумел передать свое жизнерадостное праздничное восприятие мира, свою влюбленность в яркие красочные сочетания, светлую поэзию непосредственного чувства.
В бездонном небе полярной ночи яркие сполохи северного сияния. Трепещут тончайшие переливы красок, струятся вниз зеленые столбы света, лиловым пламенем горит снег. И все это буйство цвета и света для двух маленьких домиков на краю земли. Спокойно и деловито светятся в них окна, бесстрашно тянутся в пылающее небо тонкие стрелы мачт («Радиостанция на Диксоне», акварель).
Метет метель. Голубые снежные змеи поземки (низовой ветер) достают до окон пятого этажа, а над городом светлое, теплых тонов небо («Голубая пурга», акварель). Черные копры шахт и стройные корпуса заводов, силуэты гигантских труб и россыпи электрических огней во тьме полярной ночи - все это предстает в пейзажах как гимн созидательному труду человека. Творческая манера художника пленяет гармонией и богатством колорита, смелостью сочетаний, образным решением темы. Бережное внимание к яркости и силе конкретных жизненных наблюдений помогает ему насытить живописный образ широкой палитрой выразительных красок, найти тонкие и убедительные цветовые созвучия. Его лучшие пейзажи пронизаны радостным чувством красоты жизни и остро современны.
Картины Лоя вызывают раздумья, и это закономерно, ибо в каждой из них художник стремится передать свое восприятие, свое отношение к жизни и убеждает нас в неисчерпаемом богатстве и щедрой красоте далёкого Заполярья.
Лой приезжает в Норильск в 60-м. Тогда, кроме него и Княжевского, профессиональных художников здесь больше не было. Художники, некогда отбывавшие заключение в лагере, по специальности не работали. Две значимые фигуры определили художественное будущее Норильска, а его основоположником по праву можно считать именно Лоя.
Николай Павлович открывает детскую художественную школу и становится её первым директором, образовывает изостудию для взрослых при Дворце культуры, организовывает картинную галерею. Изостудия, начавшая работу в 63-м году, стала значимым событием в жизни её будущих выпускников. Некоторые из выпускников в дальнейшем посвятили себя искусству.
Сразу хочется заметить, что Лой-педагог во всех умел отыскать индивидуальность. Все его ученики не подражали технике учителя, а могли проявить собственное мастерство. Талант видеть в людях индивидуальность присущ Лою по природе. Все, кто знал Николая Павловича, говорят, что это качество было одним из определяющих его гениальность. Николай Лой ревностно следил за дальнейшей судьбой своих учеников и безумно радовался их личным победам. Сам он достиг успеха своей неиссякаемой энергией. Сделав имя себе, он щедро одаривал других и всегда продвигал талантливых людей на творческие высоты. Для многих молодых художников он был товарищем и наставником.
Уже в качестве депутата городского Совета Николай Лой был очень ответственным организатором и требовательным руководителем. Он всегда с теплотой отзывался о людях. Не терпел предательства. Очень сожалел, если кого-то из художников постигла неудача. Лой всегда имел власть, но щедро её раздавал. В фондах Норильской художественной галереи хранится около 130 работ Лоя. Всего он написал около пяти тысяч произведений. Его полотна экспонируются во многих музеях страны, а также за рубежом: в националь-ных музеях Канады, Кубы, находятся в собраниях и частных коллекциях США, Англии, Германии, Франции, Австрии, Голландии, Италии, Японии и других стран.
Серия его работ о природе Таймыра затрагивает самые тонкие струны души. В Лое всё кипит и бушует. В его работах - тоже. Яркие эмоции просятся наружу, им тесно на холстах. Лой побывал с этюдником на Северной и Новой Землях, Земле Франка Иосифа, на Диксоне и многих полярных станциях. Лой знает Север изнутри, а потому его работы впитали истинный дух жестоких морозов и терзающих ветров, пылающих жаркое и ослепляющих льдов. В его пейзажах непременно есть жизнь. В них ощущается человек, которого автор так ценил.
Из обнажённых чумов в полуночной тишине голой тундры слышится дыхание его жителей. Талнахские просторы пронизаны дыханием не устающих работать рудников. Ленинский проспект Лоя наполнен норильчанами, не мыслящими себя вне северного пространства. Вне этого "заколдованного круга" Лой тоже себя не мыслил.
В конце 90-х он побывал в любимом и дорогом ему, как он всегда говорил, Норильске. Это город его молодости, его творческого взлёта, город мечты. Здесь он вырастил целую плеяду художников. Виктор Лемента, Евгений Малышев, Сергей Парсов и многие другие - все они благодарны судьбе, что она пересекла их с настоящим гением. Николай Лой не просто оставил значительный след в истории города. Его проницательный художественный взгляд навсегда остался в атмосфере края. Он продолжает встречать северные рассветы и любоваться бескрай-ними просторами. Он остаётся с нами. Ещё раз хочется вспомнить о его детище - художественной школе. Надеемся, она будет носить гордое имя своего творца.
Елена УШКОВА
Заголовок окна
Владимир Феофанович Капелько был «Тилем Уленшпигелем» своего времени, посвятившим себя истории и культуре, не меньше, чем искусству. Он обошёл полмира, стремясь вернуть нам память о прошлом. Хакасия, Тува, Владивосток, Ялта, Рига, Бахчисарай, Таймыр, Крым…
«много лет плаваю по рекам, брожу с торбой по хакасским просторам. Вижу, что с каждым годом становятся они всё меньше и меньше, всё однообразнее и скучнее, исчезают каменные изваяния, курганы… иногда мне кажется, что шагаю не по земле, а по самой ткани истории, с которой слишком уж жестко, а поэтому и успешно борется современность»
Он так стремился к дороге, что посвятил ей большую часть своей жизни. Не просто узнать, а увидеть, прочувствовать что-то новое, совершенное, никем не охваченное – было для него целью каждого путешествия.
«извечное любопытство… гоняло меня от моря до моря, от края до края… вот так и мотало меня по свету сорок лет без выходных и отпускных»
Друзья и современники помнят его весёлым, задорным и неординарным человеком. Вместе с тем доверчивым и щедрым. Никогда не жалел ни сил, ни денег на создание, реставрацию, оформление музеев. Вся его коллекция старинных предметов быта может представлять собой культуры нескольких народов. В его мечтах культура возрождалась. Он бескорыстно верил в то, что сможет изменить мир, вернуть нас к самым истокам. Он так и остался последним романтиком ХХ-ого века.
«Над чем природа крепко постаралась,
Сменяя поколенье поколеньем,
Мне В.Капелько
Всё теперь досталось,
Всё без остатка.
Я в семье – последний».
Когда помру.
Я стану сразу такой свободный,
Свободный, как ветер,
Свободный, как Бог.
Свободный от писем,
От встреч неугодных,
От женщин,
От красок,
И от стихов…
Работать не надо
И думать не надо,
Не надо ни пищи, ни дров.
Рубашек не надо,
Ботинок не надо, –
Свободный и голый, как Бог,
Не надо спешить
И не надо стараться!
Свободно могу я во всё превращаться:
В гусеницу,
В соловья,
В лягву на болоте,
В пыль на дороге,
В шерсть на кудрявой овце,
В прясла поскотин,
В мышь в огороде,
И в шелуху на яйце.
Ты меня встретишь
В редьке и в луке,
В белых и красных цветах,
Ты меня встретишь
В чернике и клюкве,
Ягодкой на губах…
Сможешь меня обласкать и погладить,
С дымом вдохнуть из огня,
Сможешь всегда и во всём поладить
… со мной. Без меня.
Но прежде всего Капеля был, разумеется, художником. Его искренняя натура отразилась во всех его картинах. Неважно, что перед нами: портрет, пейзаж, натюрморт – если это работа Владимира Феофановича, она индивидуальна, интересна и неподдельна.
«да что вы, художники пыжитесь?! Смотрите, как дети рисуют! Вот оно искусство!»
«и обезьяну можно научить технично, а вот рисовать душой!»
Душа Капелько заключалась в целом мире, многие уголки которого ему довелось посетить.
«художник – зеркало, что увидел, то и показал… что внутри тебя, то и на холсте отразилось»
Творчество Капели было таким же парадоксальным и неординарным, как он сам. В картинах мы снова и снова узнаем неугомонного странника, вдоль и поперек исколесившего планету. И каждая работа сама по себе становится путешествием в совершенно другой, отличный от нашего, искренний мир.
«У каждого истинного художника, у каждой его работы, если она искренна, всегда найдётся зритель».
Хочешь, я расскажу про зиму?
Про зиму совсем без морозов,
Про январские красные розы,
Про птичьи жалобы чаек,
Про чёрных гагар печальных,
Про доверчивую луну,
Которая светит в Крыму…
Хочешь, я расскажу про зиму?
Про забытые мною морозы,
Про замёрзлые твёрдые слёзы,
Про снегирей краснозобых,
Про мёрзлых сорок чернолобых,
Про радужную луну,
Про таёжную тишину…
Хочешь, я расскажу про зиму?
Про снега сугробы на пне…
Если хочешь, то слушай…
… ты нравишься мне.
«Знать культуры других народов – быть богаче».
Заслуженный художник России, поэт, исследователь, историк сошлись только в одном человеке. Он стремился сохранить культурное наследие наших предков. Его исследовательские труды, участия в археологических раскопках, оформительские работы в исторических центрах оставили свой след в истории, этнографии, археологии.
«Мольберт и краски – благодать!
И чёрствый хлеб в пастушьей сумке,
Но так хотелось разадать
На скалах древние рисунки».
Жаль, что не каждая попытка В.Капелько обуздать современность, не дать ей похоронить наше прошлое смогла увенчаться успехом. Общество оказалось не в состоянии принять бесценную культуру, именно потому, что цена на неё не указана.
«Я вижу, что жизнь меняется, и возможно, всё, что я создал, останется закрытым для людей. Самое страшное не когда человек умирает, а когда его забывают».
Но жизнь, работы, дело Капелько, подобно строкам, останутся в наших сердцах.
«Я сделаю всё, что смогу,
И людям отдам: «Берите».
Я буду спать на снегу.
Я вам принесу сквозь пургу
Кучу сердечных открытий.
- Ну, что же вы, люди, берите!»
Страсть к путешествиям, к познанию культуры и быта предков, природного разнообразия и человеческого бытия заставила его побывать в разных уголках Советского союза: в археологических экспедициях в Хакасии и в Туве, во Владивостоке, Ялте, Риге, Бахчисарае, на Таймыре.
„Извечное любопытство... гоняло меня от моря до моря, от края до края... Вот так шатало меня по свету сорок лет без выходных и отпускных...” (Капелько В.Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998 г.) В творчестве соединились дерзость и ирония, озорство, насмешка и одновременно - огромная любовь и интерес ко всему окружающему. Больше всего художник любил изображать в своих картинах пейзажи. Пейзажи художника - это портреты природы, которую он наделяет душой. Каждый пейзаж индивидуален, как человек.
Персонажи многих картин Капелько - это концепция реально-наблюдаемых явлений с мечтами, фантазиями и замыслами художника. В картинах кроется глубина, которую нельзя заметить сходу, сиюминутно. Они то радуют глаз и веселят душу своей яркостью и необычайностью, то давят на тебя своей угрюмостью и печалью. Любимым животным Владимира Феофановича был петух: „Люблю все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин. Самый любимый зверь - петух!!!”
Владимир Феофанович не переставал удивлять нас своей одаренностью. Он зарекомендовал себя не только как замечательный художник, Капелько, постоянно рвущийся к знаниям, - археолог и исследователь искусства древних художников. С 1972 года он начал работать в археологических экспедициях, исследовавших древние курганы Хакасии. На предложение принять участие в новых раскопках, он ни на секунду не раздумывая, мгновенно соглашался. Ему удалось стать первооткрывателем многих памятников наскального искусства. Для спасения наскальных рисунков Владимир Феофанович начал самостоятельные исследования и разработал наиболее рациональный на сегодняшний день метод эстампирования (копирования) петроглифов на особой микалентной бумаге.
Яркая индивидуальность и талант художника отразились не только в живописи, этнографии и археологии. Он зарекомендовал себя, как замечательный поэт. Множество великолепных стихов опубликовано в различных сборниках: в альманахе „Енисей” №6, „Встреча”, „Лошадь ржала в железную дудку” и др. Капелько неоднозначный поэт. Его стихи проникнуты болью, переживаниями, необычайной тревогой. Он каждой клеточкой души чувствовал взаимосвязь природы и человека, переживал за ее дальнейшую судьбу, видел ее хрупкой незащищенной перед бурно развивающимся обществом.
В. Капелько пытался обратить внимание общества на то, что мы имеем огромные духовные богатства, которые бесценны. Сохраняя прошлое, мы должны думать о будущем - в этом смысл духовной памяти, сохранение которой является основой служения искусству и культуре России.
Елена Никитична Касименко
Яркая, неповторимая художница со своим видением, миропониманием прекрасного, автор живописных произведений, которые можно сравнить с красивой песней, сложенной во славу земной красоты.
Кажется, что сама судьба вела ее по жизни, указывая на главное предназначение - быть художницей, умеющей видеть и открывать людям божественную красоту окружающего мира.
Она родилась в Башкирии, в 1938 году, в многодетной крестьянской семье, появившись на свет жарким июльским днем, когда все цвело благоухало, прямо на колхозном поле, где работала вместе с другими женщинами ее мать, среди золотистых полей и душистых трав зеленых лугов. Не это ли определило дальнейшую судьбу простой деревенской девочки, впитавшей с молоком матери свою неразрывную связь с землей, способностью чувствовать ее дыхание и красоту.
Поступив после школы в Пензенское художественное училище и блестяще закончив его, Елена Никитична следом за мужем уезжает в Сибирь, в Красноярск, где и по-настоящему раскроется сила ее таланта.
Но прежде чем признание и успех, пришлось утверждать себя среди мэтров искусства Красноярского отделения Союза художников, доказывать собственное призвание и мастерство. Поистине необходимо было обладать мужским характером. Воля и упорство, трудолюбие и талант Елены Никитичны помогли преодолеть все. Не случайно говорили, что ее живописные полотна написаны по-особому, крепко и по-мужски, хотя в душе художница была лириком, человеком тонкой натуры. Очень ранимая и чувствительная и в своих полотнах она была всегда эмоциональна, выражая гамму сложных человеческих чувств, заставляя зрителя размышлять, сопереживать.
С 1975 года Е.Н. Касименко становится членом Союза художников СССР, постоянно участвует в выставках разного уровня, в том числе и Республиканских, Всесоюзных, Международных. В 1998 году в Красноярском Доме художника прошла ее персональная выставка, тепло принятая зрителем.
Диапазон творчества художницы был широк. Она работала во всех жанрах живописи, писала психологически сложные портреты современников и исторических личностей, жанровые и тематические картины, сибирские пейзажи и особенно любимые натюрморты из простых полевых ромашек и васильков или благородных садовых лилий, пионов и гладиолусов. Ее натюрморты - это не просто букеты, торжественно-завораживающие огромной силы воздействия цветы, воспринимаемые как живое чудо природы, живая материя растений, которым тесно в глиняных и стеклянных сосудах. В них столько энергии и трепетного дыхания жизни.
А как она писала розы, равных ей в этом не было. Разные по своему композиционному решению розы Елены Никитичны привлекают внимание зрителя, заставляют долго рассматривать на холсте богатство рефлексов, фактуру лепестков роз, их свежесть и чувственную красоту. Не случайно работы Е.Н. Касименко украшают сейчас выставочные залы многих музеев России, а так же находятся в частных коллекциях Японии, Америки, Германии, Италии, Китая и других стран.
В творчестве Е.Н. Касименко очень интересно и своеобразно переплелись и верность лучшим традициям русской реалистической школы живописи, хорошо усвоенные еще в годы учебы в Пензенском художественном училище им. К. Савицкого, и память детских впечатлений, вынесенные из страны детства родной Башкирии, и богатые традиции художественной культуры Сибири, приобретенные за долгие годы проживания в Красноярске.
Свое мастерство и богатый накопленный художественный опыт Елена Никитична щедро передавала молодому поколению будущих художников, являясь четверть века преподавателем специальных дисциплин в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова. Всю, до последнего она отдавала себя своим ученикам, воспитав целую плеяду талантливых художников, которые и сейчас с благодарностью вспоминают Елену Никитичну, считая, что именно она определила их дальнейшую творческую судьбу.
Елены Никитичны нет с нами, но осталось ее богатое живописное наследие - ее произведения, за которыми чувствуется открытое и доброе сердце человека, преисполненное любви к земле, людям.
Р.А. Самойлова искусствовед.
Эраст Прохоров графика живопись. Художественная выставка в Красноярске
Родился 21 февраля 1942 г в г. Красноярске
1957-1962 г. - Ленинградское художественное училище им. Крамского.
1962-1966 г. Ленинградский художественный институт им. Репина.
1967г. Работа в худ. фонде РСФСР
1975-1979 г. преподаватель КХУ им. Сурикова
Работы находятся в коллекциях России и за рубежом.
ТАЛАНТ ВНЕ СОЮЗА
21 февраля 2012 г. исполняется 70 лет со дня рождения красноярского художника Эраста Ивановича Прохорова (1942-2011).
Очень жаль, что мы часто с запозданием открываем для себя таланты, которые жили и творили совсем рядом с нами... Мне не довелось быть лично знакомым с Эрастом Прохоровым, хотя слышал о нём немало, как о неутомимом художнике-экспериментаторе, пребывающем в постоянном поиске. Возможно, эта его неординарность и уникальность и были причиной того, что он так и не стал членом Союза художников. По характеру замкнутый и немногословный, он, похоже, не очень туда и рвался. Состоял в Художественном фонде, принимал участие в коллективных выставках.
А ведь Эраст Прохоров с детства мечтал стать художником, окончил художественную школу имени В. И. Сурикова, где его педагогами были такие мастера, как Андрей Лекаренко и Юрий Худоногов. Потом были годы учёбы в Ленинградском художественном училище имени И. Н. Крамского и в Ленинградском же институте живописи, ваяния и зодчества имени И. Е. Репина. Преодолевая каноны академической школы, Прохоров настойчиво и упорно искал собственный стиль и свою манеру. Особенное влияние на него оказали Михаил Врубель и Павел Филонов, не случайно так называемое "аналитическое искусство" стало формальным методом и Эраста Прохорова.
Работал он в разных жанрах, среди его многочисленных картин есть и выразительные портреты, и сочные натюрморты, и сложные философские композиции, выполненные в авангардистской манере ("Лот с дочерьми", "Сон Марии", "Рождение Самсона"). Картины его высоко ценились знатоками, сейчас они хранятся в музеях и галереях Красноярска и других городов России и зарубежья.
Посетив первую персональную выставку Прохорова, которая состоялась в 2000 году в музейном центре на Стрелке, я открыл для себя этого яркого, оригинального художника. Вторая его персональная выставка прошла в 2009 году в только что открывшейся тогда галерее Романовых. А недавно, в марте 2011 года, Эраст Иванович ушёл из этого мира, где его так и не признали (во всяком случае, официально) профессиональным художником.
Впрочем, жизнь настоящего мастера продолжается и после его смерти. В этом мы сможем убедиться очень скоро. Как говорил Ираклий Андроников, "у талантливых людей нет даты смерти, есть только дата рождения". 21 февраля, в день рождения Эраста Прохорова, в Доме художника состоится открытие его персональной выставки, посвящённой его 70-летию. Очень советую сходить.
Эдуард РУСАКОВ.
Политика конфиденциальности
Редактируемый текст
Данный сайт использует Cookie
Редактируемый текст